По данным «Анализа рынка троллейбусов в России», подготовленного BusinesStat в 2016 году, в 2011-2015 гг. производство троллейбусов в стране снизилось более чем в 3,5 раза — с 236 шт. до 66 шт. В 2011-2013 гг. показатель демонстрировал рост. В кризисные 2014 и 2015 гг. объем производства упал на 68,8% и 59,8% к уровням предшествующих лет соответственно, что связано с сокращением закупок электротранспорта по всей России.
В ближайшие годы российское производство троллейбусов имеет хорошие предпосылки для роста. Во-первых, ожидается увеличение внутреннего спроса: на 2015-2019 гг. запланировано полное обновление троллейбусного парка в Крыму и, более того, увеличение его на 64%. Гарантией выполнения этих планов служит утвержденная Правительством РФ программа некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта на территории Крымского федерального округа. Во-вторых, растет востребованность российских троллейбусов за рубежом. Так, имеются подписанные соглашения, согласно которым ведущий российский производитель троллейбусов, ЗАО «Тролза», в 2016 году обязуется поставить 23 троллейбуса в г.Бишкек (Киргизия) и 12 троллейбусов – в г.Росарио (Аргентина).
Современные условия жесткой конкуренции за заказы неминуемо будут способствовать развитию производства троллейбусов в России, кооперации и инновациям. У отечественных производителей появляется хороший шанс претендовать на долю российского рынка, в настоящее время принадлежащую белорусским заводам. На руку им играют как довольно высокая цена на белорусские троллейбусы, так и административные ограничения: запрет иностранным поставщикам подавать заявки на аукцион по поставке троллейбусов в Крым.
Ожидается, что в 2016 году производство троллейбусов в стране вырастет на 121,2% к уровню 2015 года. В дальнейшем показатель будет расти более умеренными темпами – на 8,2-15,3% в год. В 2020 году выпуск троллейбусов составит 219 шт., что превысит уровень 2015 года в 3,3 раза.
Приведенные значения рассчитаны аналитиками BusinesStat на базе статистики Росстата и ФТС РФ.